8 (800) 333 15 96
Доставка в любую точку России и мира!

История Янтарного кабинета: комната с секретами

Восьмое чудо света: янтарный кабинет в Царском селе


С

чего начать историю о знаменитой на весь мир Янтарной комнате? С желания короля Пруссии Фридриха I окружить себя роскошью и богатством? Или с визита Петра I в Пруссию во главе Великого Посольства? Или, быть может, она начинается раньше, с прихода Тевтонского ордена на земли Балтики? Не было ли её создание вдохновлено гомеровским описанием покоев Менелая, украшенных золотом, серебром, слоновой костью и электроном? А может, всё началось в далёком эоценовом периоде, когда растущие на территории современного Балтийского побережья доисторические сосны плакали золотистой смолой, ставшей впоследствии удивительным камнем — янтарём? Как бы то ни было, трёхсотлетняя история Янтарной комнаты окутана тайнами и загадками, большая часть которых не разрешена до сих пор.






Я

нтарный кабинет, созданный в 1709 году, изначально предназначался как торжественный дар взошедшему на престол королю Пруссии Фридриху I и должен был украсить один из залов в королевском дворце в Берлине. Долгое время считалось, что единоличным автором этого грандиозного проекта был известный всей Пруссии архитектор и скульптор Анреас Шлютер, но существуют свидетельства, что изначально проект янтарной комнаты принадлежал архитектору Иоганну Фридриху Эозандеру. Заниматься реализацией проекта был приглашён датский мастер Готтфрид Вольфрам, который сначала принял руководство командой резчиков по янтарю, а впоследствии возглавил все работы по созданию комнаты. В процессе изготовления янтарных панелей было изменено их предназначение: вместо кабинета в берлинском дворце ими было решено украсить галерею королевского замка Шарлоттенбург.

Мозаика панелей Янтарной комнаты


П

роект был грандиозным, работы шли достаточно долго, и тем временем успело смениться несколько придворных архитекторов. Они, в свою очередь, имели право сместить с должности скульпторов и художников, чем зачастую и пользовались. Таким образом, работа над созданием панелей несколько раз передавалась разным мастерам.

О

днако, с таким энтузиазмом начатый проект янтарного кабинета, к сожалению, не нашел должного интереса после смерти короля Фридриха I, поскольку взошедший на престол после него Фридрих Вильгельм I, будучи скупым и расчетливым, осуждал расточительство своего отца. Он прекратил все работы, которые, к слову, были почти закончены, уволил и придворного архитектора, и назначенных им мастеров по янтарю. Панели, которыми предполагалось облицевать несостоявшийся янтарный кабинет, были спрятаны. Но даже несмотря на незаконченность, каждая отдельная янтарная панель была самостоятельным произведением искусства, истинным шедевром ювелирного дела. Куски янтаря были безупречно подогнаны в мозаичные панно, изображавшие растительные орнаменты, гербы, вензеля. Не только размер и форма, но всё множество оттенков янтаря — от молочно-белого до темно-красного — были гармонично подобраны в этих панелях, превращая каждую в живописную картину из янтаря. Работа эта была очень кропотливой и не знавшей аналогов до тех пор — кусочки янтаря смешивались с составом из коньяка, льняного масла и мёда и приклеивались на деревянную основу. Еще одной уникальной особенностью янтарной комнаты было то, что, как утверждают исторические источники, цвет панно не менялся со временем, не тускнел и не темнел. А ведь известно, что со временем это происходит с любым янтарём. Владели ли прусские мастера секретным рецептом обработки, либо знали что-то о том, как выбрать самый лучший янтарь — остается загадкой.





Я

нтарная комната, скрытая в подвалах берлинского Цейхгауза, так и оставалась бы забытой, если бы спустя 6 лет, в 1717 году, король не вспомнил о незавершенном проекте своего отца и не преподнес бы в дар Петру I это недооцененное на родине сокровище.

Е

сть мнение, что Фридрих Вильгельм I не был знатоком искусства и не имел представления, как поступить с доставшимся ему в наследство от отца Янтарным кабинетом, поэтому с радостью избавился от него под предлогом подарка Петру. Но это не совсем так: все дело в невероятной скупости короля. Он знал, сколько труда и средств было уже вложено в Янтарный кабинет, но также представлял, сколько еще необходимо вложить. Поэтому он принял очень умное и дальновидное решение. Он избавил себя от затрат на дальнейшие работы, при этом сделав роскошный подарок правителю державы, в лице которой хотел иметь мощного союзника. Такое решение стало выигрышным и для экономики, и для политики. Ведь Петр I разгромил в битве под Полтавой шведское войско, в течение долгого времени считавшееся во всей Европе непобедимым. Поэтому подарок был более чем оправдан: Россия обеспечила безопасность восточным границам Пруссии, и естественным было отдать должное подвигу русских военных, мудрости полководцев, и, в первую очередь, самого Петра I. Зная о любви Петра I ко всевозможным диковинкам, Фридрих Вильгельм I вряд ли нашёл бы лучший способ выразить своё уважение российскому императору.


Интерьер Янтарной комнаты



П

етр так писал об этом поистине королевском подарке своей жене: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Для переправки в Петербург и доставки его в Летний императорский дворец были предприняты все возможные меры предосторожности – настолько ценность янтарного кабинета была ясна Петру I. Фаворит Петра и его ближайший сподвижник Александр Меншиков, принявший и осмотревший ящики с янтарными панелями так доложил своему государю: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».


Мозаичное панно Янтарной комнаты


О

днако, то ли у Петра не нашлось времени или возможности смонтировать панели, то ли он охладел к своему янтарному сокровищу, ящики с разобранным кабинетом так и стояли нераспакованные в течение 16 лет. В 1743 году недавно взошедшая на трон императрица Елизавета Петровна решила украсить янтарными панелями покои Зимнего дворца. Но поскольку помещения там были значительно больше тех, для которых Янтарный кабинет изначально создавался, его решено было модифицировать. Для этой ответственной работы были приглашены итальянский мастер-литейщик Александру Мартелли и придворный архитектор Бартоломео Растрелли. Благодаря им в интерьере кабинета появились новые детали и элементы отделки, которые были призваны расширить пространство кабинета: зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, и недостающая четвертая янтарная рама, которую изготовили в Кенигсберге и прислали в подарок Елизавете от прусского короля Фридриха II. Кстати, рама эта по иронии судьбы не совпала с оригиналом ни по стилю (выполнена она оказалась в стиле рококо, в отличие от барочных узоров прежних панелей), ни по размеру. Но команда Растрелли показала все свое мастерство, сумев органично вписать новую панель в интерьер.





П

ока велись работы по сборке янтарного кабинета в Зимнем дворце, императрица Елизавета внесла изменения в проект – решено было перенести его в строящийся Царскосельский дворец. Ящики с упакованными частями комнаты фактически на руках доставили в Царское Село, летнюю резиденцию Елизаветы (сейчас это город Пушкин). На одной из панелей янтарем выложена дата – 1760 год – её приписывают именно этому событию – обоснованию Янтарного кабинета в Царском Селе.


И

менно в Царском Селе Янтарный кабинет переживает главную свою метаморфозу – становится знаменитой по всему миру Янтарной комнатой. Под руководством Растрелли, Янтарный кабинет был смонтирован в помещении, значительно превышающем его изначальные размеры. Площадь зала превышала 100 квадратных метров, а его высота составляла 8 метров. Для решения этой сложной задачи мастерам необходимо было проявить максимум творческой находчивости и изобретательности, ведь нужно было сохранить облик и идею оригинального произведения, разместив его в совершенно не предназначенном для этого помещении. Потребовалось огромное количество дополнительных деталей высокого качества и эстетической ценности. В процессе их изготовления приняли участие многие русские мастера.


Интерьер Янтарной комнаты



П

роект, предназначенный для размещения кабинета в Зимнем дворце, не подходил для огромной залы в Царском Селе. Растрелли видоизменил облик комнаты, дополнив янтарные панно зеркальными пилястрами, картинами, и специально спроектированным резным золоченым фризом. Мастера изготовили и расписали под янтарь новые дополнительные панели, которые с течением времени полностью заменили натуральным янтарем. Картины, включенные в композицию янтарной комнаты, были написаны на заказ известным тогда живописцем Иваном Гротом. Помимо этого, в янтарные рамы были вставлены специально заказанные во Флоренции драгоценные мозаики, изображавшие аллегории на пять человеческих чувств.

В

скором времени появилась необходимость в новой должности – хранителя Янтарного зала, впоследствии ставшего руководителем всех янтарных работ. Первым хранителем стал Фридрих Рогенбук, которому во всем помогал его сын Иоганн. Через некоторое время именно он стал основателем известной по всему миру Царскосельской янтарной мастерской.





Д

есять лет велась колоссальная работа, и, наконец, к началу 1770 года Янтарный кабинет приобрел законченный вид, превратившись в знаменитую Янтарную комнату, ставшую жемчужиной Большого Екатерининского дворца. Однако, согласно некоторым свидетельствам, с Янтарной комнатой стали происходить странные вещи – сами собой гасли свечи, раздавались странные шорохи и скрипы. Императрица вызвала во дворец тринадцать монахов, которые в течение четырёх дней молились и проводили ритуалы по изгнанию бесов. После этого обряда Комната перестала «шалить».






С

амо же Царское Село к концу XVIII века стало всероссийским центром янтарщиков, где в мастерской Рогенбука занимались как работами над сохранностью деталей Янтарной комнаты, так и созданием новых предметов, реставрацией янтарных изделий из коллекции дворца. Французский поэт XIX века Теофиль Готье, путешествующий по России, так описывал Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму – от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Т

аким образом, янтарная комната теперь стала совместным творением немецких, итальянских, польских и русских мастеров, гармонично сочетавшим в себе такие разные традиции и стили. Октябрьская революция 1917 года открыла двери Екатерининского дворца для простых людей, сделав его музейным комплексом, и теперь все желающие могли увидеть этот выдающийся шедевр декоративно-прикладного искусства.





В

торая мировая война стала роковой для судьбы Янтарной комнаты. Из-за хрупкости панелей, ожидавших очередной реставрации в 1941 году, её не стали разбирать для эвакуации, а заклеив бумагой и ватой, закрыли деревянными щитами. В таком виде Комната была обнаружена немецкими частями, включавшими команду «Кунсткомиссион», отвечавшую за сбор исторических и художественных ценностей. Янтарная комната была демонтирована и вывезена немцами из Екатерининского дворца.

П

о иронии судьбы он вернулась на свою историческую родину — в Пруссию. В 1942 году Комнату выставили для обзора узкому кругу лиц в Кенигсбергском Королевском замке. Но для того, чтобы экспонировать Янтарную комнату, ее необходимо было привести в должное состояние, ведь при перевозке никто не заботился о сохранности материалов. Известный немецкий специалист по янтарю, в то время возглавлявший музей изобразительных искусств Восточной Пруссии, и являющийся хранителем кенигсбергского собрания доктор Альфред Роде должен был немало потрудиться, чтобы вернуть ей прежний вид. Янтарная комната вплоть до весны 1944 года была выставлена в зале Королевского замка, доступ куда осуществлялся сначала только по пропускам, но позднее стал свободным.






И

стория свидетельствует о случившемся здесь однажды пожаре, а огонь, как известно, опасен для горючего янтаря. Хотя комната и не пострадала, доктор Роде, понимавший всю её ценность, решил упаковать все янтарные панели и спрятать их в подземельях замка. Как оказалось, решение это было очень своевременным, поскольку буквально через несколько недель англо-американская авиация начала жестокие бомбардировки Кёнигсберга, которые нанесли замку и хранившимся в нем ценностям непоправимый ущерб. Немецкие войска начали срочный вывоз в Германию награбленных за период войны ценностей. Янтарную же комнату не спешили вывозить за пределы Кенигсберга. Гауляйтер Эрих Кох хотел оставить это сокровище на своей земле, в Восточной Пруссии, и медлил, даже несмотря на прямое указание Гитлера срочно отправить комнату в Германию. Правда, по многочисленным свидетельствам, он все же требовал исполнения приказа Гитлера, устраивал разносы доктору Роде, но, похоже, только для вида.

Т

ем не менее, панели подготовили к перевозке, сложили в ящики и спрятали в замковых подвалах, где они хранились до начала штурма Кенигсберга в апреле 1945 года. Сразу по окончании войны были организованы поиски Янтарной комнаты, но они оказались безрезультатными. Сначала полагали, что комната сгорела в руинах Королевского замка, но проведенные в 1946 году поиски следов дали основание полагать, что Янтарный кабинет все-таки пережил пожар. Серьезные ученые с российской и германской стороны, секретные службы, самоназванные эксперты и многие другие исследователи выдвигали теории и идеи относительно примерно 130 мест, где сегодня может храниться Янтарная комната, от Сибири до Аляски. На этом материале создано множество фильмов и романов.






П

осле освобождения города Пушкина Екатерининский дворец был практически полностью разрушен. Тем не менее, воссоздание Янтарной комнаты началось почти сразу. С 1979 г. российские специалисты по янтарю трудились над реконструкцией исчезнувшего сокровища. Изучая старинные янтарные изделия и занимаясь их реставрацией, мастера смогли восстановить проверенные веками старинные методы работы с янтарём. Благодаря кропотливой и трудоёмкой работе команды высококлассных специалистов части Янтарной комнаты постепенно воссоздавались. В 2000 году в Екатерининский дворец были возвращены обнаруженные в Германии флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние» и наборный янтарный комод, которые были когда-то частью убранства Янтарной комнаты. В 2003 году, к празднованию трёхсотлетия Санкт-Петербурга, легендарная Янтарная комната была возрождена и представлена первым посетителям музея-заповедника Екатерининского дворца. По свидетельствам нескольких очевидцев, которые видели первоначальный вариант Комнаты и её воссозданную версию – новый вариант выглядит лучше прежнего.



Т

аким образом, Янтарная комната увидела свет в 1709 году, в 1770 обрела свой неповторимый облик, в 1945 году была утрачена, а в 2003 возродилась во всём своём великолепии. Все эти триста лет, это «восьмое чудо света» остаётся самым удивительным и завораживающим произведением искусства из янтаря среди всех, когда-либо созданных в мире.




Категория: Интересное, полезное

Возврат к списку


Еще больше интересного:

/home/bitrix/www/bitrix/templates/eshop_adapt_yellow_custom3/components/bitrix/news/flat1/detail.php:115: string(5) "photo"

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

ПОДПИШИТЕСЬ И ПОЛУЧАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ О СЕКРЕТНЫХ БОНУСАХ И НОВИНКАХ!

Выберите рассылку